Дерен (Derain) Андре (17.6.1880, Шату, близ Парижа – 8.9. 1954, Гарш, там же), французский живописец, сценограф, график, скульптор. Учился в Шату у А. Жакомена (1895-98); в 1898-99 посещал в Париже академию Э. Карьера, где познакомился с А. Матиссом, А. Марке и др. Всесте с М. де Вламинком работал в Шату; в 1905 присоединился к группе мастеров фовизма. В пейзажах Дерена этого времени очертания природных форм растворяются в полыхающих красочных массах («Порт в Гавре», 1905-06, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», около 1906, Художественный музей, Базель).
Андре Дерен.
«Порт в Гавре».
1905-1906.
Ослепительное звучание синих и зелёных тонов доминируют в лондонских пейзажах, написанных в 1906 («Темза», Стеделейкмюсеум, Амстердам). С 1907 Дерен сближается с П. Пикассо и его кружком; в лаконичных формах, скупой красочной гамме произведений этого периода появилось влияние П. Сезанна и раннего кубизма («Роща», около 1912, Эрмитаж; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж).
Андре Дерен.
«Темза немного ниже Лондонского моста».
1906.
Андре Дерен.
«Роща».
Около 1912.
В портретах и сюжетных композициях заметны также реминисценции европейской классики и наивного искусства («Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-14, ГМИИ; «Тайная вечеря», 1913, Чикагский институт искусств).
Андре Дерен.
«Субботний день».
1911-1914.
Андре Дерен.
«Тайная вечеря».
1913.
В 1914-18 Дерен служил в армии. После 1-й мировой войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли Русского балета Дягилева («Волшебная лавка» О. Респиги, 1919; «Джек из коробки» Э. Сати, 1926) и других трупп («Салат» Д. Мийо, 1935, Парижская опера, и др.).
Андре Дерен.
Эскиз декорации к балету «Джек из коробки».
1926.
В 1920-е гг. стал одним из главных мастеров неоклассицизма. Фигуры на его полотнах очерчены плавными изгибами линий, пластичные объёмы организуются в хорошо сбалансированные композиции («Обнажённая с кувшином», 1923-24, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж).
Андре Дерен.
«Обнажённая с кувшином».
1923-1924.
Андре Дерен.
«Пьеро и Арлекин».
1924.
Внимательное изучение помпеянских росписей, классического итальянского искусства, также произведений К. Коро, О. Ренуара ощутимо в картинах «Две обнажённые женские фигуры и натюрморт» (1935), «Мрачный пейзаж» (около 1950; обе – собрание Леви, Франция) и др.
Андре Дерен.
«Две обнажённые женские фигуры и натюрморт».
1935.
С 1935 жил в Шамбурси, продолжал активно заниматься сценографией и печатной графикой (в т. ч. Иллюстрации к произведениям Овидия, Петрония, Ф. Рабле, Ж. де Лафонтена, Г. Аполлинера). Работал также в области керамики и мелкой пластики.
Литература: Sutton D. A. Derain. L., 1959; Lee J. Derain. Oxf., 1990; Diehl G. Derain. P., 1991; Cabanne P. A. Derain.P., 1994. (В. А. Крючкова).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: